Меню  сайта  Центра реабилитации детей с органическим поражением нервной системы
Главная страница сайта Центра реабилитации детей с органическим поражением нервной системы
О Центре реабилитации детей, методиках физиотерапевтического и реабилитационного лечения, применяемых в Центре - страница сайта  Центра реабилитации детей с органическим поражением нервной системы
О ДЦП - страница сайта  Центра реабилитации детей с органическим поражением нервной системы
Страничка психолога - страница сайта  Центра реабилитации детей с органическим поражением нервной системы
Показания и противопоказания - страница сайта  Центра реабилитации детей с органическим поражением нервной системы
Запись на лечение - страница сайта  Центра реабилитации детей с органическим поражением нервной системы
Контакты - страница сайта  Центра реабилитации детей с органическим поражением нервной системы

Главная - Страничка психолога - МОНТЕССОРИ - ТЕРАПИЯ

МОНТЕССОРИ - ТЕРАПИЯ.

МОНТЕССОРИ - ТЕРАПИЯ.  

Педагогика М. Монтессори - система педагогического воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, ученым и мыслителем Марией Монтессори (1870 - 1952 гг.).

 

 

Лозунгом педагогической системы М. Монтессори является обращение ребенка к взрослому: «Помоги мне сделать это самому» - то есть, стать самостоятельным и независимым от взрослых. Это и есть основа цели методики.

М. Монтессори начинала свою работу в психиатрической клинике в Риме как врач - психиатр, где сделала вывод, что детей с патологией нужно не только лечить, но и учить, работая по специальной методике. Тогда она начинает педагогическую деятельность с умственно отсталыми детьми, опираясь в работе на философские и педагогические идеи Руссо, Сегена, Фребеля. Руководствуясь их исследованиями, М. Монтессори разработала разный дидактический материал для обучения детей.

Получив чрезвычайно положительные результаты в работе с умственно отсталыми детьми, с 1907 года М. Монтессори открывает школу для детей с нормальным интеллектом, при работе с материалом дети демонстрируют высокий уровень концентрации внимания, самостоятельность, глубокие знания.

С этого времени ее система становится известной не только в Европе, но и в США, Канаде, Индии, Японии и приобретает международное значение, как «метод развивающей научной педагогики».

 

Большое значение приобретало сенсорное воспитание дошкольников, оригинальный метод обучения письму и чтению по методике М. Монтессори.

На современном этапе методика Монтессори используется как для обучения и воспитания детей с нормальным развитием, так и для детей с различной патологией.

В международной практике учителя Монтессори объединены во Всемирную ассоциацию Монтессори.

В Украине свою ассоциацию учителей было создано в 1996 году в Киеве, она имеет свое периодическое издание «Вестник». Методика Монтессори имеет терапевтическое направление и поэтому называется лечебная педагогика М. Монтессори.

Методика Марии  Монтессори
 

Основа философии - это убеждение, что предоставляя ребенку соответствующее образование и необходимую свободу, обеспечивая его потребности и воспитывая в нем уверенность в собственных силах, любовь к жизни, уважение, в ответ можно ожидать такого же отношения, а в будущем он полностью реализует себя.

Задача метода заключается в подготовке ребенка к жизни, а не в школу.

Монтессори культура прочно построена на независимости мышления и действий и уважении к себе, сверстникам, преподавателей, взрослых и мира вокруг.

 

Основная цель методики Монтессори - развивать личность ребенка с раннего возраста в целом через моторную, сенсорную и интеллектуальную активность.

Методика Марии  Монтессори
 

В основе методики - принцип саморазвития ребенка.

Теория построена на идее детского «впитывающего ума», потому что он обладает способностью впитывать, добывать информацию из окружающего мира без усилий и бессознательно. То есть с первого дня появления на свет ребенок, как губка, через зрение, слух, осязание, обоняние, вкус впитывает все, что его окружает. Поэтому М. Монтессори отклоняет искусственно навязанную детям дисциплину, потому что считает, что детей надо учить самоконтролю за своим поведением, а учитель минимально и действительно по необходимости помогает ребенку.

Не учитель указывает, что делать ребенку, а сам ребенок выбирает, ведет учителя за собой. Так формируется самодисциплина, самостоятельность и уверенность в себе, что ведет к послушанию.

Таким образом, суть методики Монтессори - это свободная работа ребенок в специально подготовленном педагогом окружающей среде, которая обеспечивает ее потребности в данный момент, согласно «сенситивным периодом». «Сенситивные периоды» является отрезками времени в раннем детстве (0 - 6 лет), в которых ребенок характеризуется специфической чувствительностью к определенным воздействиям, видов деятельности, которые перевесят над всеми остальными. Это времена интенсивного моторного, сенсорного, речевого, социального развития. Работа ребенка в настоящее время отличается повышением интереса, благодаря которому результат достигается с наименьшими усилиями, а тяжелая работа выполняется с удовольствием.

 Классную комнату в Монтессори школах условно разделено на 5 зон:

• Навыки практической жизни
• Сенсорика
• Математика
•Развитие речи
• Космическое воспитание.

Каждая из этих зон оборудованная соответствующими материалами Монтессори. В школах Монтессори нет традиционных игрушек, вместо них - материалы для «детской деятельности», которая естественно развивает каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными темпом развития, способностями и заинтересованностями.

 

 1. Навыки практической жизни.

Упражнения из раздела Практическая Жизнь обычно первыми предлагаются ребенку, начинает обучение. От овладения навыками, которые отрабатываются в этой зоне, во многом зависит успех ребенка в интеллектуальной работе. Работая с настоящим бытовым прибором, дети развивают контроль и координацию движений, ответственность, независимость, уверенность, привычку работать самостоятельно, способность упорядоченно думать, что достигается благодаря собственному сознательному выбору деятельности. Дети очень любят работать в этой зоне, так как здесь все знакомо и происходит в реальной жизни. Раздел Практическая Жизнь является базовым в Монтессори образовании. Он включает в себя специально разработанные упражнения, нацеленные на развитие концентрации внимания и самостоятельности ребенка. Эти навыки необходимы для того, чтобы не зависеть от взрослых в ежедневных бытовых делах, самостоятельно заботиться об окружающей среде и забота о других, что укрепляет уверенность ребенка в себе. В этой зоне малыши учатся мыть посуду, пользоваться кухонными принадлежностями, готовить простые блюда, убирать, чистить обувь, одеваться, сортировать, пересыпать, переливать и смешивать.

 

 2. Сенсорика

Сенсорный материал Монтессори обеспечивает развитие и систематизацию чувств (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание), благодаря четкому научному подходу. Отличительной особенностью этого раздела является изоляция в отдельной работе только одного качества, которое отличает предмет друг от друга (например изолируется вес или цвет), в то время, как все остальные характеристики одинаковы для всех объектов. Для всех материалов обязательна возможность самостоятельного контроля ошибки, т.е. ребенок сам может проверить правильность выполнения, не прибегая к помощи учителя. Это учит детей работать самостоятельно, не боясь ошибиться. Занятия в сенсорной зоне разработаны для того, чтобы ребенок научился выявлять различия между качествами предметов (форма, размер, вес, цвет, запах, текстура, вкус и др..).

Методика Марии  Монтессори  

 Эти умения совершенствуются с целью подготовки ребенка к интеллектуальным работам и дальнейшего обучения. Монтессори материалы просты и увлекательны, они помогают ребенку очень точно различать физические свойства объектов, которые его окружают. Дети работают с геометрическими телами, колокольчиками, пазлами, тканями, звуковыми, вкусовыми и обонятельными «коробочками».

 

3. Математика

К работе с математическим материалом ребенок приходит уже основательно подготовленным. Сначала работают с различными материалами, которые помогают понять понятие количества, а потом презентуют, как именно количество может выражаться с помощью цифр.

 

Эти идеи затем объединяются и вместе формируют основу для дальнейшего понимания математических принципов. Ребенок учится систематизировать и упорядочивать предметы, развивая процессы мышления. Дети работают с математическими штангами, картами, бусинками, цепочками, шершавыми цифрами и др..

Методика Марии  Монтессори
 

4. Развитие Речи

Монтессори материалы из раздела Речь имеют целью поддержать внутреннюю интуитивную способность ребенка к чтению и письму. Знаки и символы письма являются абстрактными и непонятными для детей, для их разъяснения используют простые материальные объекты. При подготовке к чтению и письму дети с удовольствием выполняют интересные упражнения, разработанные для развития слухового и зрительного восприятия письменных символов, расширение словарного запаса и развития моторики. Деятельность охватывает распознавания и выделения звуков, их повторение и упорядочение, упражнения с так называемого интуитивного чтения, самостоятельных рассказов и прослушивания книг.

 

5. Космическое воспитание.

 Идея космического Воспитания Монтессори заключается в предоставлении ребенку возможности узнать и понять связи основных элементов мироздания - времени, природы, истории. Материалы этой зоны являются предметными и наглядными, они охватывают географию, ботанику, анатомию, астрономию и т.д..

Дети изучают континенты и узнают о культуре и истории народов, их населяющих, о местных животных и растения. Они создают карты, слушают песни и легенды, знакомятся с традиционным нарядом, искусством и блюдами. Дети познают основы науки, приобретая практический опыт узнавать и классифицировать животных и растений, рисовать или складывать пазлы из их частей, отличать типы земной поверхности и т.п..

Методика Марии  Монтессори  

Педагогика Монтессори подчеркивает и развивает потенциальные способности ребенка, используя специально разработанные учебные материалы и тщательно подготовленную среду, уделяя большое внимание независимости ребенка и его индивидуальным потребностям.

 
  Подготовила: практический психолог Гранковская Н. С.
     
  Список статтей из раздела "Страничка психолога"

Читать другие статьи из раздела "Страничка психолога"

  1. Применение Арт-терапии при работе с детьми.
  2. МОНТЕССОРИ - ТЕРАПИЯ.

 

Вернуться на Главную

Вернуться на "Страничка психолога"
 

 

 

Новости

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

  © Центр реабилитации детей с органическим поражением нервной системы
Черкасской областной детской больницы
При копировании материалов сайта ссылка на сайт-источник обязательна -

http://www.reha.ck.ua/
Яндекс.Метрика